Суббота, 25.11.2017, 10:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Вступительные анкеты: для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, для ОРГАНИЗАЦИЙ

Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов города Москвы
Московская ассоциация специалистов Службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности
Главная » 2015 » Август » 27 » Отчет о встрече в Департаменте образования по проекту "Инклюзивная молекула"
19:53
Отчет о встрече в Департаменте образования по проекту "Инклюзивная молекула"

Хочу отчитаться о встрече в Департаменте образования по поводу "Инклюзивной молекулы" и поделиться некоторыми мыслями. Специально хочу высказаться не как директор "Контакта", и не как член совета МГАРДИ, и т.п. - просто как родитель, участвующий в проекте, и заинтересованный в создании специальных образовательных условий для любых детей с РАС и другими ментальными нарушениями.

Сначала не совсем, казалось бы, напрямую связанные вещи, но важные и значимые: мы с Olga Pogonina и Kamal Yulia, готовясь к всероссийском родительскому собранию с министром образования РФ, формулировали основные вопросы, которые нужно задать на таком уровне от имени сообщества родителей детей с инвалидностью и ОВЗ. Это не исчерпывающий перечень, и, еще раз заостряю внимание, что вопросы не к властям региона:
1. специалисты и родительская общественности считают что повышающие коэффициенты к базовой ставке подушевого финансирования должны разрабатываться исходя из тяжести ограничений жизнедеятельности, а не исходя из диагноза. Этот принцип должен быть закреплен на федеральном уровне, и закрепить его необходимо нормативным актом, обязательным к исполнению регионами. ( я бы добавила, что это позволило бы получать необходимую и достаточную помощь детям с самыми различными, в том числе тяжелыми и множественными нарушениями, а государству - точно рассчитывать объем средств, необходимых для этого).
2. В инклюзивной школе по сравнению с коррекционной, может быть выдана справка об окончании, если ребенок не освоил общеобразовательную программу. Для продолжения образования - это серьезное препятствие. Какие планы у Министерства по устранению этого казуса?
3. тьютор и ассистент - нужны не только в школе, но и в дошкольном образовании, нужна возможность прописывать тьютора не по нозологиям, а по необходимости - они нужны детям с разными нарушениями (и с аутизмом и другими ментальными нарушениями, и с СДВГ, и пр.). Сейчас у школ нет ресурса и нет основания давать ученику тьютора больше, чем на период "адаптации", т.е. примерно на год. Не ясно при каких условиях тьютор и ассистент полагаются на группу детей, а когда - на одного ребенка. 
Сопровождение в образовании - наиболее болезненный вопрос.
4. каковы планы министерства по введению в программу образования педагогов курса по работе с детьми с нарушениями развития? Какие планы по переподготовке специалистов - ведь курса повышения квалификации в 72 часа совершенно недостаточно чтобы полноценно уметь работать с детьми с разными нарушениями?
5. как государство планирует пропагандировать инклюзию в обществе и профессиональном сообществе, и мотивировать педагогов и директоров работать с детьми с нарушениями развития? Как показывают исследования, ни общество в-целом, ни профессиональное сообщество пока к этому не готовы и морально тоже.

вторая часть, в которой я хотела бы еще раз повторить тезисы, с которым мы начинали разрабатывать Инклюзивную молекулу, и которым мы руководствуемся вообще:
- любой ребенок, независимо от нозологии (диагноза) должен получить те необходимые специальные образовательные условия, в которых он нуждается там, где он учится (в месте, которое будет выбрано в том числе и его родителями). Это означает, что если школа "коррекционная" - то эти условия должны быть созданы там, если школа инклюзивная - тоже. 
- коррекция, как показывает мировой опыт - в том числе, является отличной стартовой и подготовительной площадкой для инклюзии, она для нее ресурсна, и противопоставление одного другому неприемлемо, и вредит всему, как любое противостояние. (О качестве коррекции и инклюзии в конкретных случаях сейчас мы речь не ведем, т.к. рассматриваем теоретическую идеальную модель и того и другого. В улучшении и помощи нуждаются все).
И мне совершенно не стыдно говорить (и не считаю нужным извиняться за свой выбор), что мой ребенок с аутизмом учится в коррекционной школе. Более того, именно благодаря этой школе, я надеюсь, он попробует все-таки пойти в инклюзию начиная с пятого класса (в него вложили очень многое).

Короткое сообщение/предложение заинтересованным школам:
с членами "Контакта" мы были на встрече в РООИ "Перспектива", и договорились, что на всех площадках "Инклюзивной молекулы", которые этого захотят, "Перспектива" проведет свои замечательные, направленные на развитие понимания инклюзии среди здоровых детей "Уроки доброты" для нескольких классов в каждом из образовательных комплексов. Можно обращаться напрямую к ним, а можно централизовано - через нас.

Теперь, наконец, третья часть, про саму встречу в департаменте образования. Я к своему глубочайшему сожалению не присутствовала на очень важной встрече весной в школе 1447. И поэтому часть договоренностей я знаю только со слов участников процесса (и представления эти, увы, не совпали). Все согласованные с департаментом договоренности можно посмотреть по тегу "Инлюзивная молекула" на сайте фонда "Выход" - последние релизы были по результатам встреч. 
Но сейчас я принципиально хочу говорить только о том конструктивном, что можно вынести из последней встречи (не удержусь только от одного замечания - такая встреча должна была состояться на два-три месяца раньше, весной, сразу после 1447 и до отпусков). 
Итак, Любовь Евгеньевна Олтаржевская, которая, как я понимаю, теперь будет заниматься Молекулой, пообещала сделать протокол встречи, и озвучила следующие предложения и обещания:
1. 28 августа в пятницу представить вместе с Ольгой Анатольевной Москвичевой варианты школ, куда могут пойти дети из групп "Белой вороны", и 1 сентября дети пойдут в школу. Оборудование для их классов уже закуплено фондом "Выход" и ждет своего места в будущей школе
2. Проект Молекулы - часть большого проекта Ресурсных школ, и 2 сентября председатели 37 межрайонных советов школ должны представить в департамент номера школ, которые на территории этих советов станут ресурсными для детей с ОВЗ и инвалидностью. Директора школ должны заявить о своем желании и готовности обучать детей с инвалидностью директору своего межрайонного совета.
3. в течение недели директоров школ Инлюзивной молекулы попросят заявить о "дефицитах" в школах. Чтобы не возникало разночтений, впредь такую информацию Департамент будет просить предоставить за подписью двух людей - директора образовательного комплекса и представителя родительской инициативной группы - что является очень хорошим решением, т.к. представления о необходимом разные (и директора и родители находятся в совершенно разном по степени независимости положении). Эти "дефициты" департамент образования будет думать как закрывать
4. принято решение представителям департамента образования проехать по всем площадкам "Инклюзивной молекулы"
5. Авдотья Смирнова сообщила, что 4 сентября она будет выступать в прямом эфире телеканала Россия24 и рассказывать о реализации проекта Инлюзивная молекула.
6. родительское сообщество и фонд "Выход" пообщеали предоставить департаменту дополнительный список экспертов по обучению детей с РАС (с упором на поведенческих аналитиков). Я предложила Сергея Алексеевича Морозова (Сергей Морозов).
7. Igor Shpitsberg и присутствовавшие на встрече представители центра "Наш Солнечный Мир" / "Our Sunny World" готовы обучать и стажировать специалистов. МГППУ представлял Артур Валерьевич Хаустов - он также рассказал о программах повышения квалификации по РАС, которую он курирует не первый год, и о том, что возможность начать обучение есть прямо сейчас.
8. Авдотья Смирнова сообщила, что 5 классам в образовательных комплексах закуплено оборудование в рамках проекта "Инклюзивная молекула", а также фонд планирует оплачивать одну из самых важных и сложных частей проекта - супервизии по АВА всем ресурным классам, оставшимся в проекте.
9. В школе 1447 (ныне образовательном комплексе 1574), как мы и предсказывали, проблемы в связи с назначением нового директора комплекса - он не имеет представления об инклюзии и коррекции, и будучи совершенно не в теме пока создает большое количество проблем, вместо того чтобы их решать. Важнейшим вопросом является теоретическая и практическая подготовка кандидатов в директора комплексов в области корреционного и инклюзивного образования - это должно стать одним из основных критериев при отборе кандидатов на такую важнейшую должность - это предложение также выдвигалось МГАРДИ.

Отдельно хочу еще раз сказать про отсутствующие коэфициенты для учителей, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью - ждем от департамента с нетерпением, т.к. это тоже было обещано на одной из встреч рабочей группы МАГРДИ с И.И.Калиной. Это очень важный вопрос.

Цитата из сегодняшнего выступления: "Эксперты сходятся в одном: коррекционная помощь и образовательный маршрут ребенка с РАС должны строиться под каждого конкретного ребенка, и включать сочетание разных необходимых методик".

Сообщаю также, что по полученной информации с сегодняшнего дня для подачи открыты "госработы.

И последняя, пожалуй сейчас важнейшая для меня часть: вопрос, который меня сейчас волнует и которым я буду заниматься со всех сторон, касается нашей площадки - ЦПМССДиП МГППУ. Я говорю о выделяемой нам Департаментом образования базовой ставке в 63 тысячи на ребенка в год (против 75 тысяч в других образовательных организациях) и путях устранения этой вопиющей дискриминации. 170 родителей МОСКОВСКИХ детей с РАС, обучающихся в ЦПМССДиП (который не ранее января 2016 года должен стать федеральным ресурсным центром) полностью меня в этом поддерживают. Кроме того, финансирование коррекционного отдела ЦПМССДиП вызывает еще большие вопросы, т.к. на сумму в 2600 рублей в год на ребенка реализовать помощь еще 300 детям, которые занимались в центре - мягко говоря, невозможно. Мы хотим (и настаиваем на этом) встречи Департамента образования, ректора МГППУ Виталия Владимировича Рубцова и, очень желательно, представителей Министерства образования с родительской общественностью центра для скорейшего решения этого вопроса по существу и поиска выхода из сложившейся ситуации (полагаю, что в связи с особым статусом и положением школы и центра - в составе ВУЗа - должно быть принято и особое решение, закрепленное особым же распоряжением Департамента). Даже если деньги на пилотный проект "Инклюзивной молекулы" будут выделены и Департаментом образования, и фондом "Выход" - в центре обучается еще 160 детей, чьи интересы никак не будут при этом учтены, а права - будут нарушены. Этот вопрос нужно решать. Об этом я и говорила от имени и по поручению родителей Центра и на этой, и на всех предыдущих встречах.

Ну и самое последнее - ЦПМССДиП отличный методический ресурс для города и страны, специалисты все еще каким-то чудом туда приходят и там остаются. Прямо сейчас, в том числе, ЦПМССДиП может консультировать и оказывать помощь школам в том, что после вступления в силу ФГОС станет прямой обязанностью любого образовательного учреждения - написании индивидуальной адаптированной образовательной программы и учебного плана. Модель и методика разработки таких планов и программ была разработана ЦПМССДиП в рамках реализации НИРа в этом году.

 

(Елена Багарадникова)


Просмотров: 1209 | aleka
0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:
Актуально

Вступительные анкеты в МГАРДИ:
- для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
- для ОРГАНИЗАЦИЙ


Календарь
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
   







данные