Среда, 18.10.2017, 06:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Вступительные анкеты: для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, для ОРГАНИЗАЦИЙ

Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов города Москвы
Московская ассоциация специалистов Службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности
Главная » 2015 » Март » 23 » Встреча представителей МГАРДИ и Департамента образования г. Москвы по вопросам инклюзии
15:13
Встреча представителей МГАРДИ и Департамента образования г. Москвы по вопросам инклюзии

20 марта 2015 года в Департаменте образования г. Москвы состоялась встреча родителей, членов МГАРДИ с заместителем начальника Департамента Татьяной Васильевой и заведующий сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями управления организации обучения и воспитания в общем образовании Ольгой Москвичевой.

На встрече обсуждались проблемы, поднятые родителями в Обращении к мэру г. Москвы, обнародованному в конце февраля 2015 года. Председатель МГАРДИ Юлия Камал отметила, что в настоящий момент родители и чиновники по-разному оценивают сложившуюся ситуацию с развитием образования для детей с ОВЗ и инвалидностью. Родители считают, что положение дел далеко от желаемого, в то время как в рапортах и отчетах ответственных лиц рисуется оптимистическая картина происходящего. Она еще раз подчеркнула, что родители детей с ОВЗ заинтересованы в выстраивании долгосрочных конструктивных отношений с чиновниками. Для выстраивания этого диалога необходима постоянно действующая площадка, на которой мы могли бы находить компромиссы в решении тех или иных вопросов. Такой площадкой могла бы стать рабочая группа при Департамента образования, объединяющая родителей, чиновников и специалистов. О.А. Москвичева со своей стороны предложила включить представителей родителей в уже действующую рабочую группу, которая состоит из представителей научно-педагогического сообщества и чиновников.

По договоренности с Департаментом образования, родители в ближайшее время сформулируют свои предложения по кругу вопросов, которые необходимо обсуждать в первую очередь, и они будут рассмотрены на заседании рабочей группы уже в середине апреля. В первую очередь на расширенной рабочей группе будут рассматриваться вопросы прохождения процедуры МСЭ и ПМПК, ведомственных регламентов того, где и какие образовательные условия должны быть записаны, в частности, кто должен определять, нужен ли ребенку тьютор. Без определения этих регламентов получение специальных образовательных услуг и развитие инклюзивного образования невозможны.

На встрече также был поднят вопрос о планах по развитию инклюзивного образования в г. Москве. Сейчас, когда началась кампания по приему в школы, очевидным стал разрыв между нормами ФЗ «Об образовании», в котором провозглашается право родителей выбирать любую школу для ребенка, и возможностями образовательных комплексов. Очень многие родители сталкиваются с нежеланием общеобразовательных учреждений принимать к себе детей с инвалидностью, особенно если речь идет о детях с ментальными нарушениями. Даже в том случае, если ребенок учится в дошкольном подразделении образовательного комплекса или проживает на территории, относящейся к нему, его не спешат зачислять в первый класс, мотивируя это отсутствием необходимых условий и специалистов. Как сообщила замначальника ДОгМа Татьяна Васильева, в ближайшее время в каждом микрорайоне появится «базовая общеобразовательная школа», в которой будут не только созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и инвалидностью, но которая станет ресурсным центром для соседних школ по развитию инклюзии. О своем желании стать «базовой» школы должны заявить самостоятельно. Департамент в свою очередь будет выделять этим школам дополнительное финансирование. Как заверили в Департаменте образования, в ближайшее время будет опубликован список этих школ. Была также достигнута договоренность, что будут организовываться встречи представителей родительской общественности и директоров базовых школ для обсуждения общих проблем и налаживания диалога.

Родители предложили присмотреться к проектам развития инклюзивного образования, осуществляемых структурами гражданского общества, и передали в Департамент предложение по созданию сети ресурсных классов для детей с РАС и ментальными нарушениями.

Однако инклюзивный путь – не единственная возможность для родителей. Как заверила Татьяна Васильева, наряду с инклюзивными школами будут работать и коррекционные учреждения. На сегодняшний день в г. Москве действует 41 учреждение, работающее по адаптивным программам. В том случае, если они не хотят работать по новой схеме, связанной с подушевым финансированием, то по словам Т. Васильевой, они имеют возможность отказаться от статуса бюджетного учреждения и стать казенным учреждением. В этом случае их финансирование будет осуществляться по сметному принципу, однако ОУ потеряет возможность свободно распоряжаться финансовыми средствами.

В некоторых районах Новой Москвы (ТиНАО) инклюзивная форма будет вынужденно единственной, так как там практически нет коррекционного образования и создавать его ни логистически, ни экономически невыгодно. Очевидно, что в малокомплектных школах Новой

Москвы придется создавать условия для обучения детей с ОВЗ. В случае, если родители все же будут настаивать на коррекционном образовании, Департамент будет предлагать форму обучения в школе-интернате.

Вопросы финансирования и подушевых нормативов для различных категорий детей по-прежнему остаются одними из самых острых. В частности, многих родителей волнует вопрос о ЦПМС-центрах, число которых за последнее время сильно сократилось. По мнению родительской общественности, это связано с серьезным сокращением финансирования Центров (напомним, что подушевой норматив составляет на сегодня 2600 рублей в год). Между тем, ЦПМС-центры могли бы стать серьезным ресурсом для создаваемой системы базовых школ, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в «регулярных» классах. Татьяна Васильева согласилась с этой точкой зрения. Однако, по мнению Департамента, корень проблем ЦПМС-центров лежит в том, что они не привыкли отчитываться за немалые деньги, которые выделяются на их финансирование. По словам заместителя начальника ДОгМ, г. Москва выделяет на ЦПМС-центры 2 млрд. рублей ежегодно. И эти деньги далеко не всегда тратятся на помощь детям (в частности был приведен пример Центра, где работало 6 бухгалтеров с зарплатой больше 150 тыс.). Однако Департамент пообещал разбираться с конкретными случаями закрытия или сокращения услуг, предоставляемых ЦПМС-центрами (например, с ситуацией вокруг центра «Зеленая ветка»).

Родители еще раз подняли вопрос о том, что в Москве есть школы, получающие так называемый «непилотный» норматив, который в полтора-два раза ниже норматива для школ, входивших в пилотный проект «Столичное образование». Позиция Департамента на этот счет остается прежней: то, что школы оказались в таком положении – вина самих школ. И Департамент не планирует как-либо менять ситуацию.

Родителями также был задан вопрос об индексациях этих нормативов, принятых 9 лет назад. Но Т.В. Васильева сказала, что вопрос о механизме индексации находится вне компетенции Департамента. Родителей интересовала и проблема увеличения коэффициентов для особенно тяжелых категорий детей – детей с тяжелыми формами патологий и сочетанными нарушениями, а также для детей с РАС. На сегодняшний день средств, выделяемых на этих детей явно недостаточно, чтобы обеспечивать полноценную реабилитацию и образование таким ребятам. В ответ на это Татьяна Васильева заметила, что во-первых, все деньги, которые выделяются на «душу» для инвалидов умножаются, согласно коэффициенту. И если сложить все эти средства, то «цена» ребенка вырастает почти до 450 тыс. в год (сюда, например, включаются коммунальные расходы, а также финансирование дополнительного образования и другие выплаты). Так что на деле ребенок с тем же РАС получает достаточное финансирование. Что касается детей с тяжелыми патологиями и сочетанными нарушениями, то Департамент попробует пересмотреть не коэффициент, а содержание и размер финансирования государственных работ по созданию образовательных условий для таких детей.

Теме детей с аутизмом в преддверии Международного дня распространения информации об аутизме было уделено особое внимание. В частности, собравшихся интересовала судьба Центра «Кашенкин луг». Татьяна Васильева заверила, что несмотря на то, что «головная структура» Центра МГППУ переходит в федеральное подчинение, дети из школьного отделения будут получать дополнительную поддержку из московского бюджета. Поднимался также вопрос о расширении Центра, который уже несколько лет хлопочет о выделении дополнительного здания. Представители Департамента заявили о том, что об этой проблеме знают очень хорошо и к поиску подходящего здания подключился не только ДОгМ, но и другие Департаменты. Однако, по словам Татьяны Васильевой, проблема заключается в том, что подходящих площадей рядом со зданиями, уже занимаемыми «Кашенкиным лугом», нет.

Родители также попросили Департамент поддержать Международный день распространения информации об аутизме и акцию «Подсвети синим». Департамент пообещал помочь в распространении информации об этом дне, и оказать посильное содействие в организации синей подсветки в подведомственных учреждений. Также была достигнута договоренность, что руководитель реабилитационного Центра «Наш солнечный мир». Игорь Шпицберг выступит на еженедельном селекторе для директоров и на селекторном совещании для родителей с информационным сообщением ко 2 апреля.

На встрече также были заданы вопросы о летней кампании – кто и как ее организует. В этом году, как подтвердила Татьяна Васильева, организацией летнего отдыха в Москве занимается Департамент культуры. И все летние лагеря будут проходить на его площадках. Были заданы и другие вопросы.


Категория: Образование и социальная адаптация | Просмотров: 1062 | ЛазареваИнна
0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:
Актуально

Вступительные анкеты в МГАРДИ:
- для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
- для ОРГАНИЗАЦИЙ


Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
   







данные