Обращение по проблемам в московском образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ, с предложениями по их разрешению и устранению - 21 Февраля 2015 - МГАРДИ
Воскресенье, 28.08.2016, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Вступительные анкеты: для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, для ОРГАНИЗАЦИЙ

Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов города Москвы
Московская ассоциация специалистов Службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности
Главная » 2015 » Февраль » 21 » Обращение по проблемам в московском образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ, с предложениями по их разрешению и устранению
20:45
Обращение по проблемам в московском образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ, с предложениями по их разрешению и устранению

Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов

Мэру города Москвы
С.С. Собянину

Обращение
по проблемам в московском образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ, с предложениями по их разрешению и устранению

Для эффективного расходования бюджетных средств и исполнения государством своих социальных обязательств перед детьми с ОВЗ и инвалидностью и их семьями необходима достоверная статистика, которая позволит делать обоснованные статистические прогнозы и осуществлять планирование, правильно определять точки роста, и понимать где находятся "слабые места" для их укрепления.

Ранняя помощь

В последние годы существенно выросло число новорожденных с функциональной незрелостью либо с патологией развития. По разным оценкам, до трети новорожденных детей от общего числа имеют отклонения от нормативного развития, именно поэтому ранняя диагностика и коррекционная помощь крайне необходимы. При условии получения своевременной ранней помощи в необходимом объеме до 60% детей группы риска (до 3 лет) может быть полностью реабилитировано/абилитировано. Ранняя помощь и раннее выявление пока имеют точечный характер. При этом мы имеем обратный вектор – в образовании за последние годы резко сократилось количество сервисов для раннего возраста, а коррекционная работа с детьми этого возраста упала до критической отметки и стала платной.

Количество детей с ОВЗ, нуждающихся к школьному периоду в коррекционной помощи и специальных образовательных условиях составляет не менее тех же 35% от детской популяции.

Запрос на коррекционную помощь и особые образовательные условия для детей с ОВЗ есть, а удовлетворения этого запроса со стороны Москвы - нет, что отражено в петиции “Спасите систему образования для детей с ОВЗ в г. Москве”, переданной Ольге Юрьевне Голодец, под которой были собраны 15 000 подписей. Об этом же свидетельствует данные анкетирования родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, которые

обрабатывались Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов (МГАРДИ). Не удовлетворен качеством оказываемой ребенку помощи, в среднем, каждый третий родитель.

Отдельной проблемой является "заявительный" принцип оказания помощи, что означает, что если родитель не достаточно уверенно "заявил" о правах ребенка, права ребенка с ОВЗ будут нарушены. Поэтому проблема выявления детей группы риска стоит достаточно остро, а выявление является, на наш взгляд, обязанностью государства.

Прогнозирование, а не ликвидация последствий = эффективность использования бюджетных средств.

Отчеты всех «социальных» ведомств – Департамента здравоохранения, Департамента образования, Департамента социальной защиты – не могут строиться на абсолютных показателях, они могут быть только относительными, в форме % от общего количества нуждающихся. Формулировка «составляет … человек, или увеличилось на … человек по сравнению с предыдущим годом» никогда не будет отражать реального положения дел. Реальная картина, отраженная в процентах, выглядит удручающей, а усилия - недостаточными, бессистемными и точечными. По официальным данным (http://www.dszn.ru/news/press_service/16016/), в г. Москве проживает всего 35419 детей-инвалидов. При этом 20524 детей-инвалидов обучаются в системе образования. В системе соцзащиты учится 790+1120+600 человек. Итого в обеих системах 22764 человека. Про остальных детей – а это порядка 30 процентов – данных в отчете нет. Дети-инвалиды с расстройствами поведения и психическими расстройствами не выделены в отдельную категорию, но по рассчетам, исходя, из приведенной официальной статистики их количество составляет 6480 человек. Приведенные цифры не прозрачны, и не позволяет понять где созданы условия для обучения, и созданы ли они в надлежащем объеме и качестве для сложных категорий детей (например, с тяжелыми и множественными нарушениями развития или с расстройствами поведения).

Не может и не должно быть выпадения детей из базы Департамента образования, независимо от их возраста и места их учебы - в образовательных и других учреждениях, относящихся к департаменту социальной защиты или к департаменту образования. Финансовая и управленческая ответственность за обучение детей с ОВЗ и инвалидностью должна лежать на Департаменте образования г. Москвы, независимо от ведомственной принадлежности учреждения, предоставляющего образовательные и иные услуги.

По существующему законодательству, в России создается межведомственный реестр инвалидов. Это очень важный шаг, который позволит понимать какое количество детей на самом деле вообще не получает образования или получает недостаточный объем коррекционно-развивающей помощи. В Москве уже несколько лет существует Регистр инвалидов. Доступ к регистру имеет ДСЗН и подведомственные ему учреждения. Очень важно чтобы к этой информации и заполнению регистра имели бы доступ и другие Департаменты: здравоохранения, образования, культуры, спорта, труда и занятости и др.

Инвалид или его законный представитель тоже должны иметь возможность ознакомиться с информацией из Регистра, касающейся данного инвалида.

Помимо детей-инвалидов есть еще категория детей с ОВЗ без инвалидности. ОВЗ - не медицинское понятие, это дети с особыми образовательными потребностями, которые фиксируются решением ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Этих детей тоже необходимо учитывать и вносить в межведомственные базы.

Кроме того, необходим общественный контроль (мониторниг), который бы учитывал не только количественные, но и качественные показатели.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ДЕТЕЙ СОХРАНЯЕТСЯ

Сейчас размер средств, выделяемых на ребенка, зависит от участия школы в пилоте. Пилот завершен, а различие в финансировании осталось. Дети не должны страдать от недофинансирования ни при каких условиях. Предложение - поднять базовую ставку подушевого финансирования на реализацию программ начального общего образования до "пилотной" для детей, обучающихся в любой школе - с 63 112 рублей до 85 000 в год на начальное образование, и до соответствующих цифр в основной и старшей школе. Кроме того, должен быть прозрачный механизм повышения нормативов финансирования (нынешние нормы подушевого финансирования в 63 тыс. – это нормы практически 5-10 летней давности, не учитывающие рост средних зарплат, рост цен на различные товары и услуги).

Мотивация + просвещение.

Образовательные учреждения не мотивированы на создание условий для инклюзии и сохранения коррекции, о развитии - речи даже не идет.

Предлагаем:

Рассмотреть к применению "мягкий рейтинг инклюзии", разрабатывавшийся по инициативе РООИ "Перспектива" совместно с НИУ ВШЭ.

Разработать базовый курс повышения управленческой квалификации директоров в рамках организации инклюзивного образования и внедрения новых ФГОСов + и другие мотивационные меры.

Специалисты МЦКО нуждаются в специальном курсе повышения квалификации в связи с введением новых ФГОСов по детям с ОВЗ и УО.

В результате происходящих реорганизаций педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидностью, лишаются льгот, доплат, сокращаются отпуска, что ведет к оттоку квалифицированных кадров и потере качества оказываемых образовательных и коррекционных услуг. Существовавшая ранее надбавка в 20 % «за трудность» сейчас не регламентирована в процентном эквиваленте. Школа (администрация) стимулирует учителя по своему усмотрению, по так называемым заслугам учителя. Надбавка за обучение ребенка-инвалида настолько незначительна, что не даёт возможности достойно стимулировать педагогов, обучающих особых детей. Коэффициент 2.12. за неэффективность снят. Необходимо принять меры к изменению ситуации.

По проведенным исследованиям, опросам для учителей наибольшую сложность в организации образовательного процесса представляет категория детей с ментальными нарушениями и нарушениями поведения, в частности, с РАС (нежелательные формы поведения, сложности в коммуникации, особенности сенсорного восприятия, подбор специальных приемов и методов обучения и пр.). Эти дети в наименьшей степени обеспечены специальными образовательными условиями. Для выравнивания прав на доступ к образованию, для детей с РАС необходимо увеличить поправочный коэффициент к подушевому финансированию до 3х. Для детей инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития ввести коэффициент 4. А также предлагаем обратиться к соответствующим экспертам из научных и практических организаций для определения методик расчета таких коэффициентов.

 

Государственные работы как механизм поддержки создания особых образовательных условий - вопросы:

В декабре 2014 года ОУ, осуществляющим инклюзивные практики, была дополнительно профинансирована государственная работа «Проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, их

родителей (законных представителей) и педагогических работников» в размере 5 000 000 рублей на образовательную организацию. Это прекрасная инициатива Департамента, которую можно только поддерживать, однако:

  1. Почему услуга по психолого-педагогическому сопровождению включена в факультативную статью «гос. работы»? Ведь без нее детям с ОВЗ не будет обеспечен образовательный процесс даже в рамках ФГОСов. Мы предлагаем перевести эту услугу в обязательное «гос. задание».
  2. Остается крайне важный вопрос о сопровождении детей, родителей и педагогов садов и школ, обучающих детей по адаптированным образовательным программам (бывшие коррекционные учреждения).
  3. Для сохранения и налаживания образовательного процесса необходимо прозрачное, своевременное финансирование. Деньги на госработы поступили на счета некоторых образовательных учреждений в середине учебного года, что недопустимо. Непредсказуемость времени получения финансов не позволяет эффективно расходовать бюджетные средства, планировать работу, что снова нарушает права детей, создает тревожную обстановку неопределенности в педагогических коллективах.

Наглядно проблемы финансирования образования описывает маршрут выделения средств многим образовательным организациям:

  • Школами и ППМС-центрами поданы документы на гос.работы в апреле 2014 года
  • Заявки отклонены или одобрены в ноябре 2014 года
  • Деньги не пришли до сих пор (февраль 2015 года). Напомним, что работы в любом случае начаты и исполняются с начала учебного года (с 1 сентября 2014 года).

Коррекционная помощь не может строиться без твердой финансовой основы, только на добровольческих и волонтерских началах. Работы могут быть качественно выполнены только при условии своевременного финансирования.

Также необходим мораторий на действия по реорганизации системы образования в процессе учебного года, которые парализуют работу всех участников образовательного процесса. На отладку организационных процессов и системные изменения должны быть выделены летние месяцы.

ПМПК – новая проблема

Последние изменения привели к тому, что была отменена уже существовавшая очередь. В результате произошло сокращение количества комиссий, и, как следствие - увеличение сроков (до нескольких месяцев ожидания), ухудшение качества работы - следовательно, качества заключений, следовательно - условий обучения для ребенка.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" на 10 тысяч детского населения полагается 1 комиссия ПМПК. Детское население (до 18 лет) в Москве, исходя из данных Росстата, составляет примерно 1 млн. 400 тыс. детей. Таким образом, на сегодняшний день в Москве должно быть, по меньшей мере, 140 комиссий. Между тем, в настоящее время работает около 10 подразделений ЦПМПК.

Закон нарушается еще раз - срок ожидания прохождения комиссии не может превышать 1 месяц, а сейчас запись идет уже на июль. Складывается впечатление, что система пытается сократить количество обращений: нет ребенка - нет проблемы.

Также можно отметить, что в списке учреждений, рекомендуемых ПМПК для детей с ОВЗ, отсутствуют образовательные учреждения, относящиеся к ведению Департамента социальной защиты. Необходим постоянно обновляемый мониторинг, результатом которого станет полная и развернутая база образовательных учреждений г. Москвы, в которые принимаются дети с различными заболеваниями.

Заключение ПМПК нужно не только для построения образовательного маршрута ребенка, но и для выделения необходимых средств на обеспечение его образовательных нужд - на занятия в любом образовательном учреждении (ОО) и ППМС-центре со специалистом, кроме психолога.

Кроме того, необходимо определить действующий механизм оперативного получения необходимой помощи, поскольку система ПМПК, действующая в Москве в настоящий момент крайне не оперативна, а дети с инвалидностью и дети с ОВЗ не могут позволить себе столь долгого ожидания необходимой высококвалифицированной помощи. На сегодняшний день законным основанием для выделения средств на помощь ребенку являются два документа - заключение МСЭ (ИПР) и заключение ПМПК. К сожалению, на текущий момент ИПР для детей с ментальными нарушениями и РАС прописываются недостаточно полно, а раздел "образования" часто остается вообще незаполненным. Большой процент детей с РАС вообще не имеет оформленной инвалидности, а значит, уточнение их образовательного маршрута, рекомендации и, как следствие, выделение средств полностью зависит от решения ПМПК.

Необходимо провести круглый стол с представителями Департаментов, городских ПМПК, БМСЭ, родительской общественности, медиков из ВК чтобы выработать общий алгоритм и общее понимание маршрутизации ребенка и порядок межведомственного взаимодействия в интересах детей.

Роль ППМС-центров

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования мы предлагаем укреплять и развивать систему ППМС-центров в Москве на основе трехуровневой системы помощи - первичной, квалифицированной, специализированной. Квалифицированная и специализированная, а также ресурсно-методическая, в том числе по поддержке инклюзии должна оказываться именно на базе ППМС-центров.

Методические рекомендации Министерства образования РФ предусматривают создание ППМС-центров не менее 1 центра на 5000 детского населения. Из 65 существовавших еще два года назад в Москве центров функционирует сейчас не более 15, и они - также находятся под угрозой исчезновения.

Прежде всего, это происходит из-за недостаточного финансирования. Настоящий норматив - 2 600 рублей в год на ребенка не позволяет оказать сколь-либо существенную помощь в ППМС-центрах (это стоимость 2 занятий с логопедом на рынке).

Объем помощи в ППМС-центр сейчас предполагает ограничения по "пакетам" (но никаких нормативных документов по "пакетам" так и не вышло, и все выделяемые средства - это 2600 рублей в год на 1 ребенка). Объем этой "пакетной" помощи предполагался от 9 до 18 часов в год. Если есть статус ОВЗ - объем может быть увеличен до 36, а у инвалида - до 72 часов в год, но это требует заключения ВК (врачебной комиссии). Этого в любом случае недостаточно, это не соответствует принципам индивидуального подхода к ребенку, однако и этих нормативных документов, а, следовательно, регулярной и непрерывной помощи детям нет.

Даже при минимальном объеме коррекционной помощи - 2-3 часа в неделю при стоимости часа 300 рублей - на год нужно около 24 000 - 36 000 руб. Однако и этот норматив совершенно недостаточен: научно доказано, что, например, помощь для ребенка с РАС становится эффективной при объеме 20-25 часов в неделю.

Предложение:

Для определения объема нормативных затрат на одного обучающегося в ППМС-центре необходимо начать реализацию пилотного проекта, направленного на обоснование уровня финансовых затрат и апробацию стандартов оказания «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» в соответствии со статьей 42 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо установить дифференциальные нормативы в соответствии с тяжестью нарушения по услуге № 138 из ведомственного перечня госуслуг и работ (Предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации).

Структура выделяемых средств
на обеспечение специальных образовательных условий
для детей с ОВЗ и инвалидностью (практика):

Сумма на ребенка/в год Наименование Сроки выделения Основание (документ, орган)

63000 (нач.школа) - умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш).

85000 (нач.школа) умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш).

 подушевое финансирование в обр.учреждених, не вошедших в "пилот". - подушевое фин.с обр.учр пилотных обр.учр.  к началу учебного года  заключение ПМПК
2600  гос.услуга в корр.центрах (138) - предоставление корр.помощи  к началу учебного года  определяет сам Центр

25000

(умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш).

 гос.услуга    основание - заключение ЦПМПК

Вариативно, в зависимости от расчета стоимости услуги

 гос.работы  Непонятно

 по одобренной Депобром заявке от обр.учреждения, после проверки расчета центральной бухгалтерией

Не ясны критерии их утверждения, не прозрачен механизм одобрения или отклонения, должны быть выделены к началу учебного года, а для планирования работы обр.учреждения - одобрены не позднее середины лета по одобренной Депобром заявке от обр.учреждения, после проверки расчета центральной бухгалтерией.

При условии, что школа/сад не входит в комплекс (количество детей менее 200) - выделяемых денег не хватит на организацию образовательного процесса. Если же это комплекс - нет никаких предпосылок для того, чтобы тратить деньги остальных детей комплекса на улучшение образовательных условий для детей с ОВЗ. Нет никаких механизмов, закрепляющих позиции родителей и специалистов, представляющих коррекционные или инклюзивные программы внутри образовательного учреждения в Управляющих советах, которые позволяли бы отстаивать и развивать эти программы. В Управляющие советы - обязательно должны входить родители детей с инвалидностью и коррекционные педагоги (специальные).

Предложение: закрепить права родителей детей-инвалидов на представление интересов их детей в УС образовательных учреждений - предлагаем в обязательном порядке включать в УС представителей интересов этой категории с ежегодным отчетом о ситуации по обучению детей с инвалидностью и ОВЗ в данном ОО, а также необходимо закрепить право признания незаконным принятия решения УС в случае, если он нарушает права ребёнка с ОВЗ и инвалидностью и ухудшает образовательные условия для них.

Спецстандарты:

10 февраля 2015 года Министерство образования приняло федеральные стандарты образования для детей с ОВЗ и умственной отсталостью. С 1 сентября 2016 года они должны быть внедрены в систему образования повсеместно. Внедрение стандартов - крайне ответственная процедура.

Должны быть обучены кадры, подготовлены методические материалы, рассчитано финансирование. Мы знаем, что в регионах были созданы экспериментальные площадки для апробации спецстандартов. Москва - единственный регион, не принявший участия в апробации спецстандартов. Это значит, что за год они не будут апробированы и не будут подготовлена методическая основа для их внедрения, не будут подготовлены кадры, и, как результат, дети опять не получат качественных образовательных услуг.

Предложения: Москве войти в федеральную программу апробации спецстандартов и разработать систему мер для своевременного внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и УО.

Поддержка детей с РАС.

Одна из самых сложных категорий детей для системы образования - это дети с расстройствами аутистического спектра. По данным ВОЗ на сегодняшний день в аутистическом спектре находится около 1,5% детей, а темпы прироста количества аутистов в год составляют более 15%. Прогнозная численность таких детей – от 14 до 30 тыс. по Москве. Согласно мониторингам, проводившимся в последние годы, можно утверждать, что значительный процент таких детей выпадает из системы образования, либо находится на надомной форме обучения. Квалифицированная и своевременная психолого-педагогическая помощь в должном объеме и качестве почти не доступна. Решение этих и других проблем предусмотрено в Плане первоочередных мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Фонду поддержки детей в трудной жизненной ситуации Министерством труда и социальной защиты РФ было поручено разработать соответствующую программу, получившую в итоге название «Ты не один». Она стартует с пилотного проекта, в рамках которого будет разработан и апробирован межведомственный подход по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Планируется выстроить систему взаимосвязанных действий, выполняемых учреждениями разной ведомственной принадлежности – здравоохранения, образования, соцзащиты. Усилия предполагается сосредоточить на 4 ключевых направлениях: раннем выявлении у детей расстройств аутистического спектра, оказании ранней помощи детям и их семьям, реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого из таких детей, подготовке их к жизни в обществе.

В Москве есть все предпосылки для того, чтобы стать пилотным регионом этой программы - есть опыт межведомственного взаимодействия, действуют гос.центры и школы, реализующие передовые программы помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями, высшие учебные заведения, которые начали подготовку необходимых специалистов и методических рекомендаций, есть активное родительское сообщество и ряд некоммерческих организаций, готовых поддержать этот пилотный проект. В том числе в рамках этого пилотного проекта, демонстрируя консолидацию усилий гос.учреждений, родителей и НКО мы прилагаем презентацию универсального проекта "ресурсных классов". Идея “ресурсных классов” стартовала на базе ЦПМССДИП ГБОУ ВПО МГППУ ("Кашенкин луг" и "Арх.Власова"). Это единственная московская государственная площадка, где более 20 лет системно работают с детьми с аутизмом, и при которой есть и коррекционный центр (ППМС), и начальная школа. ЦПМССДИП мог бы стать полноценным ресурсно-методическим центром, и для Москвы, и для регионов.

Просим Москву подать заявку на участие в пилотном проекте Фонда и поддержать проект “ресурсных классов”.

Проблемы школ надомного обучения:

До кампании по масштабной реорганизации в школах надомного обучения получали образование дети-инвалиды и дети с ОВЗ по нескольким формам:

часть детей обучалась в малокомплектных группах (классах 6-8 человек), часть индивидуально с педагогом (либо часть уроков в группе, часть индивидуально) в стенах школы, часть на дому (большей частью колясочники, или с заболеваниями, требующими минимального контакта с окружающими).

В процессе реорганизации ШНО утратили свой статус и теперь являются подразделениями образовательных комплексов, но основной контингент учащихся и их потребности остались прежними.

Многие родители сознательно не оформляют инвалидность детям. Многие объясняют это тем, что само понятие "инвалидность" - снижение надежды на выздоровление ребенка. А в случае с психиатрическими расстройствами - ввиду сложностей прохождения комиссии и перспективами взрослой жизни, а также стигматизацией, с которой, увы, наше общество будет бороться еще долгое время. Это право родителей, и право детей. Однако, финансирование обучения детей с ОВЗ, не имеющих инвалидности, не отличается от финансирования здоровых детей.

Экспертным советом по программе г. Москвы «Столичное образование» утверждены новые подходы в формировании рейтинга ОО. По работе с детьми-инвалидами введены: баллы, набранные на ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадах также умножаются на коэффициент 2 и 3. Суммарный балл школы также умножается на коэффициент - формула расчёта в зависимости от количества детей-инвалидов в школе.

Администрация при нехватке финансов принимает решение с кого снять учебные часы — часто не в пользу инвалидов (особенно надомников), а в пользу класса — лучше пострадает один, чем несколько. Таким образом, дети-инвалиды надомники по-факту недополучают учебные часы в полном объёме. Складывается такая тенденция: школе выгодней иметь «ходячего инвалида» — деньги приносит и компенсирует весь класс (группу), чем надомника, индивидуала.

Помимо того, являясь частью образовательного комплекса, бывшие ШНО вынуждены отказываться от малокомплектных групп для детей с ОВЗ, так как таковые не предусмотрены Федеральным учебным планом. Да, ещё сохранены индивидуальная и надомная формы обучения, но дети, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение в малокомплектных группах (в соответствии с индивидуальным темпом усвоения программы) вынуждены обучаться в полных классах, что отражается как на качестве получаемого образования, так и на здоровье детей с ОВЗ, или «выдавливаются» на надомное обучение, лишая уже социализированного ребёнка круга общения.

Директора комплексов заинтересованы в высоких рейтингах — подразделения (бывшие ШНО) для них являются ненужным балластом. К формулировке «неэффективный менеджмент» в отношении администраций школ прибавилась: «убыточное предприятие» — сама школа. От рейтинга школы зависит стимулирующая выплата учителям (зарплата администрации). Поэтому ОО ставится перед выбором – либо в целях поддержания не только рейтинга, но и благосостояния завышать результаты тестирования по детям-инвалидам, либо отказываться от неэффективных подразделений (ШНО).

В проблемах ШНО в полной мере проявляется проблема, с которой мы уже неоднократно выступали. В г. Москве систематически нарушается норма, согласно которой дети-инвалиды могут обучаться в группах малой наполняемости (приказ № 1015 Министерства образования устанавливает квоту ДО 15 детей, ДО 5-7 детей для детей с тяжелыми нарушениями).

Однако, что происходит по факту, демонстрирует следующая таблица (данные МГАРДИ, октябрь-декабрь 2014 года):

 

Форма обучения  Количество детей в группе/классе
индивидуальное  5%
до 5  12%
От 5 до 10  19%
От 10 до 15  20%
свыше 15  32%
не обучается нигде  2%
нет данных  11%

 

Форма сдачи экзаменов

Форма сдачи экзаменов должна быть закреплена в ИПР, иначе, по формальным основаниям, дети не успевают обеспечиваться соответствующими условиями: последние события — множество сложностей при подготовке документов и прохождении ПМПК для написания сочинения (изложения) в щадящем режиме в декабре 2014г.

Баллы за успешную сдачу экзаменов инвалидами удваиваются и утраиваются подчас формально. Не все учебные заведения добились этого в 2014 году.

Медицина и школа

Возникли проблемы с лицензированием на оказание медицинских услуг в школе — по сути отсутствие в школе, особенно выполняющей инклюзию, медицинского кабинета и штатной медсестры, невозможность оказания срочной медицинской помощи на месте может грозить серьёзными последствиями для здоровья учащихся. Аутсорсинг медицинских услуг в данном случае себя не оправдал.

В МГАРДИ поступило несколько таких обращений от встревоженных родителей, которым пригрозили тем, что оборудование для реабилитации детей с нарушениями зрения будет убрано из детского сада. В декабре 2014 года родители и педагоги сада с нарушениями зрения в г. Зеленограде обратились с петицией о сохранении реабилитационных мероприятий для детей. Благодаря огласке этой истории и вмешательству вышестоящих чиновников, проблема разрешилась, но системная проблема осталась – механизмы взаимодействия между учреждениями, подведомственными Департаменту образования и Департаменту здравоохранения не отлажены, что ведет к снижению объема помощи детям и сказывается на доступности реабилитационных услуг. В очень многих садах исчезли медсестры по массажу и ЛФК, простаивает ценное оборудование.

Необходимо вернуть ставки медработников в школы и дошкольные учреждения, осуществляющие инклюзию и коррекцию. Нельзя экономить на здоровье и жизнях детей!

Инклюзия и коррекция в рамках общеобразовательных учреждений

По официальным данным, в г. Москве более чем 300 учреждений осуществляют инклюзивные практики. Но ничего не говорится о качестве этой «инклюзии»

Вот несколько цифр из опроса, проведенного МГАРДИ в октябре-декабре 2014 года (данные взяты по бывшим комбинированным детским садам, а также учреждениям общеобразовательного типа, в которых учатся дети с инвалидностью).

Специальные образовательные условия, согласно требованиям ПМПК, отсутствуют или созданы лишь частично в 63 процентах таких учреждений (при этом о созданных условиях заявляют 24 процента, по остальным – данных нет).

Специальное (тьюторское) сопровождение для тех, кто нуждается в таких условиях, образовательной организацией создано в 29 процентах случаев, во многих случаях за счёт привлеченных средств, 63 процента такой помощью не обеспечено.

Не получают специальную помощь или получают ее в недостаточном количестве 63 процента детей, обучающихся в таких учреждениях.

Для инклюзии детей с серьезными физическими ограничениями крайне важной является среда. Без этого настоящей инклюзии быть не может. Да, пандусы теперь есть практически во всех школах, но многие ли из них могут похвастаться подъемниками? Специальным оборудованием и вспомогательными средствами для слабовидящих?

О том, как оценивают родители среду для детей-инвалидов, можно судить по данным следующей таблицы:

Оценки среды  Опорники  Дети с нарушением зрения
2 9%  6%
3 21% 15%
4 22% 24%
1 - не удовлетворен (а)  17% 15%
5 - удовлетворен(а) полностью 31%  39%

При этом в общеразвивающих садах и общеобразовательных школах обучается меньше 20% «опорников», около 18% инвалидов по зрению, то есть надо полагать, что столь высокая оценка связана с оборудованием, прежде всего, специальных учреждений. Между тем, спрос на инклюзивное образование очень высок. Около 40% опрошенных заявили о своем желании обучать ребенка в учреждениях общеобразовательного типа (при этом еще 18% не определились со своими предпочтениями) при условии должного сопровождения.

Под должным сопровождением в первую очередь подразумевается тьюторское сопровождение (как педагогическое, так и социальное).

Однако, обеспеченность этой услугой крайне низкая – 77 % родителей заявили о том, что необходимая им услуга не предоставлена. Школы не оформляют на работу тьюторов – во-первых, нет квалификационного стандарта, а значит нет такой профессии. Но эта проблема, как заявляется, будет решена Министерством труда в течение 2015 года. Но главное – нет подготовленных кадров, и остро встает финансовый вопрос – тьюторы могут сильно подпортить «среднюю» статистику школы по зарплате. В инклюзивных учреждениях, где тьюторы все-таки работают, их оплачивают в большинстве своем родители или благотворительные организации.

Департамент образования неоднократно озвучивал мысль о том, что для создания равных условий для всех обучающихся необходимо создавать так называемые образовательные комплексы, - вроде бы так легче обеспечить доступность разных образовательных программ для разных категорий детей, а также аккумулировать необходимые средства. Однако, на деле это далеко не так. Включение подразделений компенсирующего и коррекционного типа в образовательные комплексы нередко порождает массу проблем.

1. Это видно как из результатов опроса, так и из обращений родителей. Типичные проблемы:

a. Руководство комплекса, а также Управляющий совет, в котором большинство родителей – это родители обычных детей, заинтересованных скорее в бесплатной продленке, чем в коррекционных услугах – не заинтересованы в том, чтобы направлять деньги на оплату услуг для детей с ОВЗ. Например, из обращений в МГАРДИ нам известны примеры, когда руководство комплекса фактически аннулировали договоренности с ППМС-центрами на сопровождение детей с ОВЗ, мотивируя это тем, что у них есть «собственная психологическая служба». Однако, может ли психологическая служба общеобразовательного учреждения грамотно работать с детьми, нуждающимися в коррекционных услугах?

Еще один пример – фактическое уничтожение логопедической помощи в специальных детских садах, на что неоднократно жаловались родители. Дело в том, что дети, нуждающиеся в услугах логопеда, как правило, не имеют инвалидности – это те самые дети с ОВЗ, на психолого-педагогическое сопровождение которых нужно дополнительно заявлять «госработы». Вмешательство Департамента в ответ на жалобы родителей может изменить ситуацию в лучшую сторону. Родители отмечают довольно быструю реакцию на обращения в Департамент, и мы благодарим Департамент за столь оперативные действия. В результате в ряде случаев вопрос в конкретном учреждении удается «снять». Однако «ручное управление» не может решить системную проблему, и у родителей нет уверенности, что проблема решена раз и навсегда, поскольку отсутствуют гарантии на будущее.

b. Еще один вариант развития событий - остается все, как есть. Формируются раздельные бюджеты учреждений, но тогда не происходит заявленного аккумулирования средств и развития горизонтальных связей между различными учреждениями. Это прежде всего касается подразделений для детей с ментальными нарушениями. Существующие нормативы не могут «покрыть» расходы этих подразделений и им приходится «укрупнять» группы и сокращать количество индивидуальных занятий.

c. Присоединение к комплексам «специальных учреждений» и подразделений в ряде случаев приводит к их расформированию. Так, в Москве при присоединении к крупным комплексам фактически ликвидировали школы для детей с девиантным поведением. Расформирован за ненадобностью Центр «Родничок», оказывавший помощь более чем 200 семьям с детьми с ОВЗ в Западном округе (эту проблему не решили). Непонятна судьба «школ здоровья».

Примерно то же, что и с ПМС-Центрами, происходит с учреждениями дополнительного образования, присоединенными к комплексам.

Часто такие учреждения реализовывали образовательные программы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Зачастую эти дети не проживали поблизости от такого Центра и шли «на педагога» и инклюзивную

практику. Однако, если Центр слился с близлежащей школой, то происходит следующее: допобразование становится платным для «внешних» детей, к тому же, «внутренние» - дети комплекса – должны получать услуги по допобразованию в первую очередь. Получается, что за бортом оказываются наиболее уязвимая категория детей – дети-инвалиды и дети с ОВЗ.

d. Инклюзивная вертикаль не выстраивается сама по себе. Например, присоединение детских садов комбинированного типа и компенсирующего типа отнюдь не мотивирует директоров комплексов на создание для них специальных услуг в начальной и основной средней школе, даже несмотря на то, что школа получает дополнительные баллы в рейтинг за принятие ребенка из дошкольного учреждения. Типичные ответы родителям, которые желают устроить ребенка в тот же комплекс в учреждение основного образования: «Ну, мы думали, что эти дети дальше пойдут в специальные учреждения»… «Мы не умеем с ними работать». (особенно это касается детей с поведенческими, интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями). И даже надомной и индивидуальной формы обучения учреждения, к которым дети приписаны по району проживания, не предлагают.

Практически ликвидированы «школы здоровья», в которых также дети обучались в группах меньшей наполняемости.

e. Развитие инклюзивной составляющей пока особенно не влияет на рейтинг и связанные с ними выгоды. Механизма выделения гранта в 2 млн. за успехи в создании среды на образовательную организацию совершенно недостаточно.

Готовность к диалогу

Несмотря на все вышеописанные проблемы, мы хотим поблагодарить Департамент за то, что практически все жалобы родителей детей с ОВЗ о нарушениях прав конкретных детей в конкретных учреждениях, поданные после петиции МГАРДИ, были приняты к рассмотрению. И во многих случаях удалось решить вопросы, поставленные в этих жалобах. Однако, точечное «ручное» управление этими процессами не решает большинства описанных выше проблем, которые носят системный характер.

Просим также вернуться к практике проведения Гражданского форума по образованию детей инвалидов и детей с ОВЗ, который успешно проходил в Москве в 2009 - 2012 годах.

Родителям, специалистам, педагогам, да и чиновникам необходима такая открытая площадка для обсуждения и выработки консолидированных решений.

Мы просим рассмотреть все наши предложения и помочь разрешить по существу. Мы надеемся, что в результате диалога с Департаментом образования нам удастся существенно улучшить ситуацию с образованием детей с ОВЗ и инвалидностью в г. Москве.

 


Категория: Обращения к органам власти | Просмотров: 4385 | ЛазареваИнна
0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:
Актуально

Вступительные анкеты в МГАРДИ:
- для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
- для ОРГАНИЗАЦИЙ


Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
   







данные