Понедельник, 24.07.2017, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Вступительные анкеты: для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, для ОРГАНИЗАЦИЙ

Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов города Москвы
Московская ассоциация специалистов Службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности
Главная » 2011 » Сентябрь » 14 » Мысли вслух: ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО и СОЦИАЛЬНАЯ ДНЕВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ людей с умственными проблемами
12:55
Мысли вслух: ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО и СОЦИАЛЬНАЯ ДНЕВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ людей с умственными проблемами

Жизнеустройство и полезная дневная занятость взрослых людей
с нарушениями умственного и психического развития

Немного статистики
В Германии считают, что 1 человек с умственной инвалидностью приходится примерно на 500 человек здорового населения.

Можно предположить, что это соотношение актуально и для России. В таком случае, если рассматривать ситуацию в Москве с официальной численностью населения 10, 562 млн. чел., подобных инвалидов должно быть около 21000 человек. Значительную часть из этих людей составляют люди трудоспособного возраста.
Что теоретически положено инвалиду с УО, и что из этого выходит на практике
В основе любой российской государственной программы, касающейся людей с нарушениями развития, лежит положение о необходимости РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА. Однако люди с серьезными нарушениями умственного плана, а тем более имеющие множественные нарушения психофизического развития, как правило, не в состоянии достичь требуемого уровня и уже вследствие этого НЕ МОГУТ БЫТЬ РЕАБИЛИТИРОВАНЫ. Поэтому программы с упором на реабилитацию невыполнимы, а сама по себе ЖИЗНЬ человека с инвалидностью априори считается неуспешной, бесцельной – СОЦИАЛЬНО БЕСПЕРСПЕКТИВНОЙ.

На мой взгляд, эта ситуация закрепляется существующим механизмом ИПР. Вместо того, чтобы планировать необходимые для реабилитации инвалида меры, ИПР становится методом искусственного ограничения конституционных прав человека с инвалидностью, рекомендуя только то, что может без труда предоставить государство, а зачастую – исключительно постфактум, когда услуга уже оказана и подтверждена документами.

При этом жизнь человека с умственными нарушениями – это ИМЕННО ЖИЗНЬ в той же степени, что и жизнь любого человека. Однако она должна быть специально организована в соответствии с особенностями людей с серьезными нарушениями развития.
Необходимость изменения государственной парадигмы
В основу государственной парадигмы социализации людей с умственными и множественными нарушениями взамен концепции реабилитации должна быть положена КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА таких людей. Новая для российской действительности концепция, нуждающаяся в разработке и утверждении.

Суть концепции жизнеустройства – организация социальной жизни инвалида в соответствии с возрастными потребностями человека на трех этапах его жизни (в детстве и юности, в трудоспособном возрасте и в старости).
Что нужно любому взрослому человеку?
Чтобы определить жизненно важные потребности человека с умственными нарушениями, целесообразно сначала определить основные социальные потребности человека без серьезных нарушений умственного здоровья. В самом общем виде они представлены 3 блоками:

I. ОБЩЕНИЕ, ПРИВЯЗАННОСТИ, СЕМЬЯ
1). общение и дружеские связи;
2). приобретение прочных привязанностей, создание собственной семьи, воспитание детей.
II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
1). формирование интересов и профессиональных приоритетов;
2). приобретение профессии;
3). наличие оплачиваемой работы;
4). разветвлённые социальные связи;
Ш. КУЛЬТУРНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОСУГ И ОТДЫХ
1). поддержание физической формы;
2). культурное развитие;
3). досуг и отдых.
Для удовлетворения этих потребностей человек, конечно, должен быть социально адаптирован: уметь общаться и создавать связи, быть обучаемым, ставить цели и достигать их, быть способным к выполнению оплачиваемой работы, распределению средств, планированию настоящего и будущего.

Обычный человек ОСОЗНАННО СТРОИТ свою жизнь, добивается конкретных результатов, анализирует происходящее и ОТВЕЧАЕТ за свои действия - как в стабильных, так и в изменяющихся условиях.

Необходимо заметить, что в том или ином объеме эти потребности имеет любой взрослый человек.
Выявленные потребности человека с нарушениями
умственного и психического развития

Как показывает наша практика, когда наши дети взрослеют, они, как и другие люди, в большинстве случаев все равно хотят дружить и мечтают о любви и семье, хотят быть нужными, полезными окружающим людям. Даже, если фактически они не могут зарабатывать на жизнь, они хотят чувствовать себя занятыми, работающими людьми. Им нравятся посильная активность, занятия спортом; им нравится бывать на людях, в кафе, музее и театре, ходить в гости. Как и всем другим людям.

Особенности, осложняющие взрослую жизнь умственно отсталого человека
и человека с нарушениями психического развития

Однако у человека с нарушениями умственного и психического развития, как правило, нарушена логика. Он не всегда способен сам знакомиться с людьми и поддерживать дружеские отношения, часто у него нет мотивации к целенаправленным действиям, он не может планировать жизнь и отвечать за последствия своих поступков. Зачастую к этому добавляются нарушения поведения, неумение пользоваться речью, трудности в самообслуживании и самостоятельном передвижении. Лишь в редких случаях люди с серьезными нарушениями развития могут сами вести примитивное хозяйство, планировать расходы, рационально тратить деньги.

Сильная сторона людей с нарушением интеллекта

Люди с нарушением умственного развития никогда не смогут стать интеллектуалами, но во многих случаях они добры и искренни, способны к глубокому эмоциональному контакту - и в этом зачастую превосходят своих здоровых собратьев.
Что из «общего списка» жизненных потребностей реально доступно
нашим детям с нарушениями развития
Очевидно, что из I блока потребностей нашим детям почти никогда не доступны личная жизнь, создание семьи и рождение собственных детей, потому что они не могут адекватно оценивать жизненные ситуации, отвечать за себя и семью, зарабатывать на жизнь.

Однако они, в основном, ласковы и привязчивы, поэтому их потребность в дружеских связях в определенной мере может быть удовлетворена.

Рассматривая II блок потребностей, можно придти к выводу, что вряд ли наши дети смогут адаптироваться на открытом рынке труда и заработать на жизнь. В то же время при этом многие из них в состоянии получить некоторые трудовые навыки в специализированных колледжах, учреждениях дополнительного образования или непосредственно в местах дневной занятости. Развивая и применяя эти навыки, люди с нарушениями развития могут чувствовать себя занятыми и нужными.

Особенностью такого труда становится тот факт, что в большинстве случаев их труд будет иметь, в основном, социальный характер, вследствие чего речь может идти не о стандартном трудоустройстве, а об СОПРОВОЖДАЕМОЙ ДНЕВНОЙ ПОЛЕЗНОЙ ЗАНЯТОСТИ.

В процессе подобной занятости люди с нарушениями вступают во взаимоотношения, работают рядом или в коллективе, дружат, что в какой-то мере компенсирует им отсутствие социальных связей реально работающего взрослого человека.

III блок потребностей вполне может быть удовлетворен на уровне, доступном для людей с нарушениями развития.
Что необходимо, чтобы их жизнь состоялась
Таким образом, мы видим, что жизнь людей с нарушениями умственного и психического развития имеет шанс стать достаточно полной, приближенной к жизни «обычного» человека. Однако чтобы она могла состояться, человеку с нарушениями развития в силу его НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, обусловленной болезнью, необходимо ПОЖИЗНЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:

- для установления и расширения социальных контактов с окружающими и специалистами (в учреждениях сопровождаемой трудовой и социальной дневной занятости);

- для формирования социально-бытовых навыков и воспитания самостоятельности, развития социокультурных потребностей, а также для разгрузки родительской семьи (в форме домашних визитов и сопровождения вне дома).

КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДАЕМОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ
людей трудоспособного возраста, имеющих серьезные нарушения умственного
и психического развития, в условиях мегаполиса
Основные положения
1. Взрослым людям с серьезными нарушениями развития, несмотря на слабость их интеллекта, необходима ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ, для которой в качестве основной МОТИВАЦИИ выступает ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА.

2. Не имея возможности работать на открытом рынке, люди с нарушениями умственного и психического развития должны иметь возможность СТАБИЛЬНОЙ СОПРОВОЖДАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ от 2 до 5 раз в неделю с учетом их индивидуальных возможностей.

3. Труд в местах дневной занятости может быть самым разным: от выполнения примитивных сборочных или картонажных операций до работы в творческих или ремесленных мастерских.

4. Однако инвалиды с тяжелыми интеллектуальными нарушениями зачастую стареют очень рано и со временем все меньше могут участвовать в трудовом процессе.

5. При этом ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, усугубляемая невозможностью создать собственную семью или иметь близкого человека другого пола, приобретает для этих людей все большую актуальность при всем своеобразии или ограниченности такого общения.

6. Поэтому в основу работы с инвалидами в учреждениях сопровождаемой дневной занятости многие родители считают необходимым положить не продуктивное функционирование мастерских и выполнение обязательных трудовых операций, а СОЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ блок, главной задачей которого является РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ и ОБЩЕНИЯ людей с нарушениями умственного развития. Но сам полезный труд остаётся основной мотивацией для клиентов учреждений сопровождаемой дневной занятости.
Заключительные положения
1. Считаю необходимым подчеркнуть, что при приоритетном положении социально-развивающего блока речь идет не о развитии навыков общения или социально-бытовых навыков, которые люди с умственными нарушениями довольно быстро теряют, а о становлении ПОДЛИННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ в группе людей с нарушениями развития. Мы считаем необходимым научить наших детей обращать внимание на настроение и проявление чувств окружающих, испытывать радость и сострадание, помогать друг другу и т. п.

2. Предлагаемый вариант дневной занятости, наряду с полезным трудом, может включать любые виды развивающей деятельности в индивидуально допустимых объемах. В частности, у ребят можно последовательно формировать доступную им картину мира, постепенно включая в нее все больше элементов и тем. Подобных простых тем, касающихся дружбы и чувств, природы и человека и т. п., хватит на многие годы. Осваиваемые темы могут подкрепляться различными формами эмоционального закрепления, проживания материала: тематическим рисованием, лепкой и рукоделием, постановкой театральных сцен, музицированием и танцами, ритмической гимнастикой, наблюдениями за природой на прогулках, нахождением ассоциаций. Ребята и сами могут предлагать новые темы или ракурсы. В этом случае, даже при угасании способности к продуктивному ремесленному труду, каждому из наших детей найдется место по его возможностям, и тогда обусловленное тяжестью нарушений здоровья ограничение объема труда не скажется на их самооценке, не ограничит их участия в жизни коллектива.

3. Люди с нарушениями умственного и психического развития часто не могут ездить по городу одни, а поездки на далекое расстояние с родителями утомительны для тех и для других – и с годами могут стать непреодолимым препятствием. Поэтому небольшие группы или центры полезной сопровождаемой дневной занятости должны быть В КАЖДОМ РАЙОНЕ Москвы.

4. Наличие мест дневной занятости вблизи от дома частично разгрузит родителей, даст им возможность хоть немного заняться собой, своим здоровьем, полезными делами и т. п.

Предложения сформулировала
Светлана Витальевна Бейлезон, мать взрослого сына с инвалидностью,
координатор проектов МОО «Дорога в мир»,
советник (на общественных началах)
депутата Мосгордумы М. И. Москвина-Тарханова

e-mail: sveta_beilezon@mail.ru

тел. 8905733 20 88

Категория: Жизнь наших взрослых детей (18+) | Просмотров: 2077 | Selena
0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:
Актуально

Вступительные анкеты в МГАРДИ:
- для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
- для ОРГАНИЗАЦИЙ


Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
   







данные