Четверг, 21.06.2018, 03:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Вступительные анкеты: для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, для ОРГАНИЗАЦИЙ

Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов города Москвы
Московская ассоциация специалистов Службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов » Общий форум » Ребенок-инвалид и социум » Обсуждение результатов социологического опроса (Социум, дружественный ...детям с ограниченными возможностями)
Обсуждение результатов социологического опроса
SelenaДата: Суббота, 16.04.2011, 14:27 | Сообщение # 1
Сообщений: 49
Вне сайта
В РИА Новости 13 апреля 2011 года состоялась презентация исследования "Социум, дружественный детям-сиротам и детям с органиченными возможностями", проведенного компанией ВЦИОМ по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Полный отчет в электронной форме находится здесь
http://www.fond-detyam.ru/?node=21&mode=Article&oid=2112&lang=ru

Некоторые выдержки из текста приведены на новостной ленте сайта
Повторяю их здесь по просьбе коллег, чтобы можно было видеть что обсуждается

Можем обсудить результаты этого исследования в этой теме

 
SelenaДата: Вторник, 19.04.2011, 12:02 | Сообщение # 2
Сообщений: 49
Вне сайта
Исследование "Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями"

Информированность населения о детях с ограниченными возможностями

Результаты массового опроса подтверждают наличие в современной
России практики изоляции инвалидов в социальном пространстве. так,
согласно данным количественного исследования, у большинства россиян
(62%) в ближайшем окружении нет людей, имеющих видимую инвалидность.
Каждый второй редко видит инвалидов в общественных местах или
не встречает их вообще (45%).
таким образом, уровень информированности населения о детях с ограниченными
возможностями на данный момент остается на довольно низком
уровне. Подробной информацией об этих детях, их жизни, проблемах
обладают лишь те, кто непосредственно с ними общается в повседневной
жизни – родители и родственники, друзья, специалисты, работающие
с такими детьми и т.п.

Существование изоляции инвалидов (как детей, так и взрослых) в современном
российском обществе является следствием не только слабого развития
инфраструктуры для этой категории населения (во многих общественных местах
не предусмотрены пандусы, отсутствует в должном объеме специализированный
транспорт и т.п.), наличием специализированных, закрытых учебных заведений
и пр., но и отношением окружающих к людям с ограниченными возможностями.
Согласно мнению многих экспертов, дети с ограниченными возможностями
сами «стараются избегать взаимодействия с окружающими, предпочитая жить
«в своем собственном мире», общаясь с узким кругом людей (родственники,
одноклассники, учителя, врачи)». нежелание детей-инвалидов лишний раз
выходить на улицу, взаимодействовать с обществом объясняется, по словам
опрошенных, тем, что дети опасаются выражения жалости, непонимания, недовольства,
а порой и агрессии со стороны окружающих по отношению к ним.

К основным представлениям, формирующим отношение населения к
детям с ограниченными возможностями, которые открыто поддерживают
около четверти россиян, можно отнести следующие: «дети-инвалиды чаще
всего рождаются в неблагополучных семьях» и «дети-инвалиды кардинально
отличаются по своим человеческим качествам от обычных детей».
не зная наверняка о причинах возникновения заболеваний, вызывающих
инвалидность, люди полагают, что рождение детей с ограниченными
возможностями связано с неблагополучием семей – в первую очередь с
плохой наследственностью или неправильным образом жизни родителей
(алкоголь, наркотики и т.п.), что в большинстве случаев не соответствует
действительности.

Результаты опроса населения подтвердили, что основными чувствами,
которые россияне испытывают по отношению к инвалидам,
являются жалость, сочувствие и сострадание (87%). Вследствие чего
общество, с одной стороны, пытается максимально ограничить взаимодействие
с ними, с другой – появляется желание им помочь (чаще
всего – материально).
О жалости как о лидирующем чувстве в современном российском
обществе говорят и эксперты, работающие с детьми-инвалидами.
Причем, с их слов, жалость по отношению к таким детям является недопустимой,
она «унижает личность этих детей», препятствует их развитию,
личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих
силах и, как следствие, способствует тому, что «инвалиды сами себя
уже не могут воспринимать как самостоятельных, полноценных членов
общества»

 
SelenaДата: Вторник, 19.04.2011, 12:05 | Сообщение # 3
Сообщений: 49
Вне сайта
Информированность населения о детях с ограниченными возможностями
(продолжение)

...В обществе распространено или, во всяком случае, декларируется
уважение к инвалидам, отношение к ним как к людям, преодолевающим
свои физические недостатки (66%). чаще о нем упоминают те
респонденты, в окружении которых есть люди с ограниченными возможностями
(75%). Об уважении как о наиболее конструктивном чувстве,
которое должно доминировать в обществе, говорят как сами дети
с ограниченными возможностями, так и люди, которые их окружают
(родители, эксперты, которые работают с детьми). Именно это чувство
может служить опорой для развития дружественности в обществе по
отношению к детям-инвалидам.
Среди негативных эмоций по отношению к инвалидам ключевую
роль играют страх за себя, что такое может произойти в их семье (44%)
и неловкость (47%). Сочетание этих двух эмоций вызывает состояние
пассивности по отношению к инвалидам, ограничивает желание
помочь. нельзя не отметить и связь страха и неловкости с жалостью,
которая также не способствуют общению с инвалидами.
О страхе довольно часто упоминают в своих интервью эксперты, которые
полагают, что он является одной из основных реакций на детей с ограниченными
возможностями со стороны окружающих:
К дружественной категории по отношению к детям-инвалидам можно
отнести 14% жителей нашей страны, которые не считают людей с ограниченными
возможностями чем-то отличающимися от остальных. В первую
очередь именно такой реакции со стороны общества ждут по отношению к
себе дети с ограниченными возможностями, а также родители таких детей.

 
SelenaДата: Вторник, 19.04.2011, 12:11 | Сообщение # 4
Сообщений: 49
Вне сайта
Отношение общества к детям с ограниченными возможностями

Отношение и поведение граждан к детям, имеющим инвалидность, отличается от того,
как люди воспринимают и относятся к обычным «здоровым » детям.
По результатам интервью с экспертами и фокус-групп с родителями
детей-инвалидов можно выделить две основные точки зрения относительно
того, как общество относится к детям с ограниченными возможностями.
Сторонники первой говорят о том, что отношение социума к
детям-инвалидам преимущественно отрицательное. Вторая точка зрения
сводится к безразличному отношению.
Представители каждой из целевых групп исследования называли разные
примеры, свидетельствующие о том или ином отношении социума к
детям с ограниченными возможностями.

По словам экспертов и родителей, отрицательное отношение общества
к детям-инвалидам проявляется в следующем:
1.Распространенное в медицинской практике предложение врачей
отказаться родителям от детей, имеющих врожденную инвалидность
(в частности – синдром Дауна), объясняя это тем, что «этот ребенок
испортит им жизнь, что они смогут родить другого, здорового ребенка».
По словам экспертов, подобные примеры поведения недопустимы
для гражданского общества и являются одной из причин роста числа
детей, воспитывающихся без семьи:
Эти данные также подтверждают родители детей-инвалидов, называя
подобное поведение врачей одним из главных и «вопиющих» примеров
негативного отношения общества к таким детям:
2. Существование у родителей детей-инвалидов проблем с трудоустройством,
поскольку работодатели не заинтересованы в приеме на работу
людей, имеющих такого ребенка, потому что не готовы предоставлять
им предусмотренные трудовым кодексом условия работы. В результате
этого родители детей-инвалидов не имеют возможность устроиться
на работу, что негативно сказывается на общем финансовом
благополучии и уровне жизни семьи. Особо остро данная проблема
стоит для неполных семей, поскольку родитель является единственным
кормильцем семьи.

О существовании этой проблемы также говорят более половины населения
нашей страны (58%), полагающие, что работодатели довольно
часто отказывают в приеме на работу родителям детей с ограниченными
возможностями.
3. Возникающие конфликты в школе (при инклюзивном обучении)
между родителями детей-инвалидов и родителями обычных детей.
Когда первым приходится сталкиваться с непониманием, а в некоторых
случаях и с враждебным отношением родителей обычных
детей, полагающих, что дети-инвалиды должны обучаться отдельно,
так как могут навредить их детям (вызывать отторжение своим
внешним видом и т.п.). По словам экспертов, несмотря на то, что
в школах проводятся специальные занятия с детьми и родителями,
направленные на избежание подобных ситуаций, такие конфликты
возникают регулярно, что свидетельствует о нежелании людей принимать
этих детей.
4. Дети с ограниченными возможностями в качестве примеров негативного,
недоброжелательного к ним отношения называют в первую очередь
нападки на них со стороны «здоровых» детей.
Родители также называли в качестве негативного отношения населения
«некорректные» высказывания взрослых людей о детях с ограниченными
возможностями:

 
SelenaДата: Вторник, 19.04.2011, 12:13 | Сообщение # 5
Сообщений: 49
Вне сайта
Отношение общества к детям с ограниченными возможностями
(продолжение)

...на враждебное отношение населения к детям с ограниченными возможностями
также косвенно указывают опрошенные жители нашей
страны, по представлениям которых родители детей-инвалидов довольно
часто сталкиваются с враждебным и бестактным отношением к себе не
только со стороны окружающих (в сумме 70%), но и со стороны близких им людей (20%).
...что касается безразличного отношения социума к детям с ограниченными
возможностями, то оно характеризуется тем, что окружающие стараются
дистанцироваться от этих детей, избегают возможности какого-либо
контакта с ними, не воспринимают их как личность. По словам респондентов,
люди просто не замечают таких детей, они не так часто встречают их
на улице, в местах массового скопления людей, поэтому не задумываются
о проблемах детей-инвалидов, им безразлична их судьба, поскольку это не
касается их лично.

Как отмечают сами дети-инвалиды, а также родители таких
детей, отношение окружающих людей к ребенку зависит от разных
факторов, где одним из ключевых является то, насколько инвалидность
заметна окружающим. При этом негативное отношение
общества чаще встречается в отношении детей-инвалидов с выраженными
патологиями (ДЦП, синдромом Дауна, задержкой умственного
развития), с серьезными психическими отклонениями или
гиперактивностью.

 
SelenaДата: Вторник, 19.04.2011, 12:16 | Сообщение # 6
Сообщений: 49
Вне сайта
Об инклюзии:

...если говорить об отношении общества к детям-инвалидам, основанном
на опыте взаимодействия, то наиболее показательным примером
такого отношения является совместное обучение детей с ограниченными
возможностями и детей, не имеющих инвалидность.
Большинство экспертов, а также родителей детей-инвалидов говорят
о том, что инклюзивная система образования – это оптимальный способ
воспитания, который имеет положительные последствия как для одних,
так и для других детей.

...несмотря на положительные стороны инклюзивной системы обучения,
дети-инвалиды и их родители отмечают, что в «совместной» школе
ребенку все же приходится сталкиваться с негативным отношением
на разных уровнях общения, в первую очередь с одноклассниками и их
родителями:
некоторые родители детей с ограниченными возможностями (особенно
имеющих видимую инвалидность) отметили, что не хотят, чтобы их
дети учились в такой школе, поскольку опасаются жестокого поведения по
отношению к их детям со стороны сверстников, боятся, что «детей в такой
школе будут обзывать, дразнить, обижать»

...что касается отношения между детьми с ограниченными возможностями
и одноклассниками, не имеющими инвалидности, то, по словам
некоторых респондентов, имеющих нарушение опорно-двигательного
аппарата, чем дольше ребенок учится в этом классе, тем лучше у него
выстроены отношения с одноклассниками. Как правило, основные сложности
в общении встречаются на начальном этапе, когда ребенок-инвалид
только попадает в класс. непривычные для окружающих манеры и
неконтролируемые движения, свойственные ребенку-инвалиду, кажутся
детям странными и непривычными, поэтому они стараются держаться от
этого ребенка подальше, показывая своим поведением, что он не такой,
как они (обзывают его или не идут на контакт). Однако со временем,
когда дети лучше узнают друг друга, они привыкают к некоторым особен
ностям своего одноклассника-инвалида и начинают относиться к нему с
пониманием (по возможности стараются помочь, например, подняться по
лестнице и т.п.)

Результаты опроса населения показали в целом отрицательное отношение
российского общества к инклюзивному образованию – прямому
взаимодействию «обычных» детей и детей с видимыми серьезными проблемами
со здоровьем. При этом наиболее лояльное отношение общества
выявлено к совместному обучению детей с ДЦП, нарушениями опорнодвигательного
аппарата. Однако и эта группа составляет всего лишь
пятую часть опрошенных (22%). группа устойчивых сторонников инклюзивного
образования не превышает 10% населения.

Среди мотивов отказа детям-инвалидам в совместном обучении в
обычной школе преобладают факторы неготовности школ и школьной
среды для этого (будут обижать – 57%; школы материально не приспособлены
– 42%). Оба препятствия относятся к числу устранимых – путем
перестройки школ и воспитания обычных детей. но пока они имеют место,
эти факторы сильно затрудняют обучение инвалидов в глазах большинства
населения.
Интересно и то, что главный мотив (68%) состоит в том, что
обучение в обычной школе – излишняя жертва со стороны самих
детей-инвалидов, которая не стоит вероятного результата (им будет
тяжело учиться). тем самым, в этом мотиве прослеживается влияние
того чувства жалости и сострадания, которое имеет место у 87%
опрошенных.
Меньшинство опрошенных руководствуются мотивами вреда для
обычных детей от обучения вместе с инвалидами по причине их недостатков:
будут задерживать класс (23%), отвлекать внимание (9%), дискомфорт
для обычных детей (3%).
Обобщая, можно сказать, что российское общество психологически
пока не готово к инклюзивному образованию, хотя в целом и открыто для
обсуждения его особенностей, плюсов и минусов.

 
SelenaДата: Вторник, 19.04.2011, 12:18 | Сообщение # 7
Сообщений: 49
Вне сайта
Дружественность общества
по отношению к детям с ограниченными возможностями

Половина россиян (49%) полагают, что современное российское общество
в целом можно назвать дружественным по отношению к детям с ограниченными
возможностями.

С такими оценками не согласны эксперты и родители детей-инвали-
дов, полагающие, что термин «социум, дружественный детям с ограниченными
возможностями» не применим для описания современного российского
общества. Речь может идти только о «точечном» применении этой характеристики
к отдельным группам граждан (к тем, кто в силу своего образования/
работы или жизненных обстоятельств лично контактирует с этими детьми)

... если рассматривать составные части дружественности общества, то
стоит отметить, что россияне в это понятие вкладывают в первую очередь
сочувственное отношение населения к инвалидам (52%), за которым следует
безразличие (22%). т.е. основу дружественного отношения к детям
с ограниченными возможностями, по представлениям населения, составляет,
с одной стороны, сочувствие этим детям, а с другой – дистанцированность,
отказ от взаимодействия с ними.

При этом у населения представления о дружественном обществе
существенно отличаются от того, что в это понятие вкладывают сами дети-инвалиды
и люди, которые их окружают (родители и эксперты, работающие
с детьми), по мнению которых дружественным общество будет в том
случае, если выполняется ряд требований:

• Соблюдается право ребенка жить и воспитываться в семье – со стороны
общества нет давления на родителей об отказе от ребенка, что
регулярно практикуется, например, врачами
• Ребенку психологически комфортно жить в обществе – дети-инвалиды
воспринимаются как обычные дети, не выделяются в отдельную
категорию
• Общество открыто для общения с детьми-инвалидами, не допускается
социальная изоляция ребенка, включение ребенка-инвалида в социальную
жизнь
• Окружающие проявляют уважение к инвалидам; умеют радоваться их
достижениям, даже если для здоровых людей они кажутся пустяками;
понимают и ценят их старания; готовы к тому, что не всегда дети-инвалиды
способны сделать все то, что могут здоровые дети, быть готовыми
помочь им в некоторых ситуациях
• Отсутствуют социальные барьеры в доступе тех или иных общественных
благ, существуют равные возможности для «обычных» людей и
инвалидов (возможность свободно передвигаться, путешествовать,
получать образование, профессию, устроиться на работу и пр.)
• Отсутствует агрессия по отношению к этим детям – люди относятся с
пониманием, готовы оказать поддержку и проявить заботу о них
• Учитываются потребности этих детей и их семей – их родители не
должны сталкиваться, например, с проблемами трудоустройства
• Доминирующим чувством со стороны населения по отношению к инвалидам
является уважение, а не жалость (как в настоящее время)

 
SelenaДата: Вторник, 19.04.2011, 12:19 | Сообщение # 8
Сообщений: 49
Вне сайта
Дружественность общества по отношению к детям с ограниченными возможностями
(продолжение)

...такие разные представления о дружественном обществе обусловлены
тем, что большинство населения не сталкиваются с инвалидами в своей
повседневной жизни, не взаимодействуют с ними, не знают об их потребностях
и существующих проблемах. Дружественность для общества в
основном заключается в сочувствии и отсутствии видимого негатива по
отношению к инвалидам. Одним из направлений по формированию дружественного
отношения к детям с ограниченными возможностями может
стать информирование населения о потребностях таких детей, причем не
столько материальных (деньги, одежда, игрушки и пр.), сколько социальных
(общение, проявление уважения, внимания и пр.).

Это является следствием недостаточного внимания к проблеме со стороны СМИ
и отсутствием какой-либо коммуникации населения с этими
детьми. Многие родители в ходе дискуссий говорили о том, что «до тех
пор, пока человек лично не столкнется с этой проблемой, он не способен
в полной мере понять, что это за дети и как следует выстраивать с ними
отношения».

низкий уровень культуры российского общества, часть которого попрежнему
руководствуется антигуманными принципами «выживает
сильнейший», «не такой как мы, поэтому не должен быть среди нас».
Это является следствием отсутствия практики воспитания толерантности
общества к инвалидам (на уровне институтов семьи, образования,
СМИ).

Результат работы СМИ, предоставляющих информацию о людях с
ограниченными возможностями в некорректной, неуважительной
форме: в информационных материалах допускается неэтичное обращение
к инвалидам, использование диагноза инвалида как имени
нарицательного («сам ты Даун» и т.п.).

недостаточное внимание к проблеме со стороны государства. С точки
зрения экспертов и родителей детей с ограниченными возможностями,
до тех пор, пока решение данной проблемы не будет обозначено в
числе приоритетных государственных задач, и в этом направлении не
будет проведена соответствующая информационная политика, привлечь
внимание общественности к детям-инвалидам, их проблемам,
ожиданиям и пр. практически невозможно.

 
EEДата: Четверг, 19.05.2011, 03:53 | Сообщение # 9
Сообщений: 22
Вне сайта
Большинство населения значит мало. Большинство всегда косно и послушно внушениям меньшинства. Среда создаётся лидерами и подвижниками. Нет препятствий на уровне государства - они всё изменят. Но непрошибаемый госчиновник на законах о безнадёжности в окружении косного большинства - непреодолимое препятствие.
 
sparta94Дата: Суббота, 04.06.2011, 13:55 | Сообщение # 10
Сообщений: 22
Вне сайта
СОГЛАСНА!
А эти длиннющие выдержки из исследований напомнили мне гениального А.П.Чехова: "А Волга впадает в Каспийское море!" wacko
 
Форум Совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов » Общий форум » Ребенок-инвалид и социум » Обсуждение результатов социологического опроса (Социум, дружественный ...детям с ограниченными возможностями)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Форма входа
Логин:
Пароль:
Актуально

Вступительные анкеты в МГАРДИ:
- для ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
- для ОРГАНИЗАЦИЙ


Поиск
   







данные